5.4 Измеритель крутящего момента

Измеритель крутящего момента (ИКМ) предназначен для измерения величины крутящего момента на валу свободной турбины, который передается на главный редуктор вертолета.

Основными элементами ИКМ являются вал ИКМ и два датчика частоты вращения ДЧВ-2, сигналы от которых передаются в БАРК.

Вал ИКМ состоит из рессоры, шлицевой втулки и закрепленных на рессоре с помощью штифтов двух валов-свидетелей. Валы-свидетели закреплены на рессоре одним концом.

Другой, свободный конец вала-свидетеля выполнен в виде зубчатого венца, зубья которого играют роль индуктора датчика ДЧВ-2. Между зубьями венца выполнены проемы.

Валы-свидетели обращены друг к другу зубчатыми венцами. При этом зубья венца одного вала-свидетеля входят в проемы между зубьями другого вала свидетеля с сохранением равного зазора между зубьями.

Таким образом, в этой конструкции индуктор датчиков ДЧВ-2 образуется зубьями двух валов свидетелей. Расстояние между штифтами, фиксирующими противоположные концы валов-свидетелей на рессоре, определяет измерительную базу ИКМ.















                    Расположение индукторов валов-свидетелей

При отсутствии нагрузки на рессоре расстояния между зубьями индуктора остаются равными, и с датчиков поступает исходный синусоидальный сигнал.

При наличии нагрузки на рессоре под действием крутящего момента происходит скручивание рессоры в пределах ее упругости.

Появление угла скручивания на измерительной базе ИКМ приводит к взаимному перемещению зубьев-индукторов валов-свидетелей друг относительно друга и изменению зазоров между их зубьями.

Вследствие этого сигнал от датчиков ДЧВ-2 приобретает фазовый сдвиг относительно первоначального сигнала (без нагрузки).

На основе этой информации БАРК определяет угол скручивания рессоры - φИКМ, а по нему – величину крутящего момента МКР. Величина МКР рассчитывается по определенной формуле, которая учитывает настроечное начальное значение угла закрутки и коэффициент жесткости измерителя ИКМ. Настроечные данные приведены в паспорте на БАРК.

Величина текущего значения МКР поступает на индикацию в кабине летчика. БАРК также ограничивает максимальные значения МКР.

Кроме величины МКР БАРК рассчитывает по формуле величину текущего значения мощности двигателя в л.с. (NЛ.С.), а также ограничивает максимальную мощность.

При работе двигателя с исправным БАРК мощность двигателя замеряется измерителем крутящего момента (ИКМ) посредством измерения МКР.

При отказе датчика (измерителя ИКМ) мощность на валу ограничивается БАРКом по резервному закону, обеспечивающему постоянство мощности при изменении внешних условий ±50 л.с.

При отказе БАРК и переходе на резервную систему регулирования мощность контролируется по частоте вращения.