2.3 Первая опора и входной направляющий аппарат

2.3.1 Первая опора двигателя выполняет функцию передней опоры ротора компрессора и формирует каналы для прохода воздуха, поступающего в двигатель через входное устройство вертолета.

В корпусе первой опоры также размещены лопатки ВНА, центральный привод и элементы противообледенительной системы (ПОС) двигателя.

Первая опора состоит из: корпуса, кока (в случае эксплуатации двигателя с ПЗУ кок не устанавливается), корпуса, передней крышки, задней крышки, корпуса роликового подшипника с узлом графитового уплотнения и демпфера.

Масляная полость первой опоры спереди герметично закрывается крышкой, конструкция которой предусматривает установку пылезащитного устройства, а сзади зафиксирована графитовым уплотнением.

Корпус I опоры представляет собой литую конструкцию с залитым коллектором ПОС.

Он состоит из наружной и внутренней коаксиальных оболочек, которые образуют входную часть компрессора. Оболочки связаны между собой четырьмя радиальными профилированными стойками.

На наружной оболочке корпуса над верхней стойкой имеется фланец для крепления коробки приводов, а под нижней стойкой корпуса отлит фланец для крепления маслоагрегата.

На горизонтальных стойках справа имеется фланец для крепления переходника заслонки ПОС вертолета, слева — фланцы для крепления штуцера наддува воздушной полости перед графитовым уплотнением и обогрева ПЗУ.

На наружном переднем фланце корпуса закреплен фланец подвески двигателя с четырьмя шарнирными подшипниками для подсоединения тяг крепления двигателя на вертолете, а также выполнено отверстие для установки кронштейна под датчик вибрации.

Корпус является основной силовой деталью I опоры. Он имеет полости для размещения лопаток ВНА, подшипника и воздушного коллектора. Коллектор формирует полости и каналы для подачи воздуха на обогрев кока, боковых стоек и лопаток ВНА. Отвод масла из полости I опоры производится по сливной трубке.

Корпус обеспечивает крепление центрального привода, коробки приводов, маслоагрегата, кока и фланца подвески двигателя на вертолете.

Узел подшипника с уплотнением обеспечивает размещение роликового подшипника I опоры и графитового уплотнения, передачу радиальных усилий от ротора компрессора на корпус I опоры, а также центровку ротора.

В состав узла входят корпус подшипника и уплотнения, стакан подшипника, кольцо упорное, кольцо регулировочное, кольцо, кольцо стопорное, кольцо уплотнительное, гайка, шайба стопорная, демпфер подшипника.

Наружное кольцо роликового подшипника располагается в стакане подшипника и монтируется в корпусе подшипника и уплотнения вместе с демпфером. Наружное кольцо подшипника фиксируется в стакане подшипника кольцом стопорным через кольцо.

Внутреннее кольцо подшипника монтируется на переднюю шейку ротора с натягом и поджимается гайкой через регулировочное и упорное кольца к упорному бурту передней шейки ротора. Гайка стопорится шайбой.

Узел графитового уплотнения в сборе устанавливается в корпусе подшипника и уплотнения и поджимается кольцом упорным с притертой торцевой поверхностью.

Кольцо упорное снабжено кольцом уплотнительным, герметизирующим масляную и воздушную полости по валу.

Узел графитового уплотнения обеспечивает герметизацию масляной полости I опоры со стороны компрессора, что исключает утечки масла в воздушные полости за счет плотного прижатия графитового кольца к упорному кольцу на роторе при помощи мембранной пружины.

Узел графитового уплотнения состоит из графитового кольца, резинового кольца, обоймы уплотнения, упорной втулки, пластинчатой пружины и фиксатора.

Упорное кольцо графитового уплотнения охлаждается маслом, подаваемым через форсунку, выполненную в корпусе подшипника.

Пластинчатая пружина поджимает графит к торцу упорного кольца, обеспечивая уплотнение масляной полости. Резиновое кольцо обеспечивает уплотнение графитового кольца по внутреннему диаметру, фиксатор исключает возможность проворота графитового кольца.

Роликоподшипник обеспечивает осевую центровку и вращение ротора компрессора в I опоре.

2.3.2 Входной направляющий аппарат (ВНА) состоит из 30 отдельных поворотных лопаток, которые обеспечивают первоначальную закрутку входного воздушного потока по направлению вращения ротора компрессора.

По торцам тело лопатки снабжено цапфами, с помощью которых лопатка устанавливается в корпус первой опоры двигателя.

К верхней цапфе крепится рычаг ВНА для поворота лопатки с помощью механизма управления компрессором, через отверстие в нижней цапфе во внутренние каналы подается воздух для обогрева лопатки.

В отверстие рычага запрессовывается сфера, которая образует сферический подшипник в месте соединения с механизмом управления лопатками компрессора.

Герметизацию лопатки ВНА в месте установки верхней цапфы в корпус первой опоры двигателя обеспечивает фторопластовое кольцо.

Конструкция всех поворотных лопаток одинакова. Лопатка состоит из пера лопатки и тонкостенной оболочки. Оболочка формирует аэродинамический профиль лопатки на входной части, а перо лопатки – на выходной.

В пере лопатки выполнены поперечные прямоугольные канавки, которые обеспечивают выход воздуха, обогревающего лопатку. Тонкостенная оболочка припаивается к перу лопатки и закрывает воздушные каналы обогрева лопатки.

По торцам перо лопатки снабжено цапфами, с помощью которых лопатка устанавливается в корпус первой опоры двигателя. В нижней цапфе выполнено отверстие, через которое в лопатку подается теплый воздух для ее обогрева.

К верхней цапфе крепится рычаг поворота лопатки. Одна из лопаток снабжена стрелочным указателем, который совместно с лимбом, установленным на корпусе 1-ой опоры, обеспечивает контроль положения (угол поворота) лопаток.

Другая лопатка через рычаг обратной связи связана с насосом-регулятором НР-2500, что обеспечивает повышение точности работы механизма управления компрессором за счет контроля реального положения лопаток.