13.5 Приборы контроля вибрации

13.5.1 Назначение приборов вибрации. В качестве приборов контроля вибрации на двигателе ВК-2500ПС-03 используются датчики типа МВ-38. Они предназначены для преобразования виброускорения элементов корпуса двигателя в пропорциональный ему электрический сигнал.

На двигателе установлены два датчика вибрации МВ-38, обеспечивающие измерение продольной (ось Х) и поперечной (ось Z) вибрации двигателя.

Один датчик вибрации установлен в плоскости переднего узла крепления двигателя, второй – в плоскости IV опоры двигателя.

Датчик МВ-38 является датчиком пьезоэлектрического типа. Принцип действия датчика основан на преобразовании виброускорения, воспринимаемого чувствительным элементом датчика, в пропорциональный ему электрический заряд.

Сигналы от датчиков вибрации поступают в БАРК. При этом БАРК селектирует из широкополосного сигнала датчиков величины виброускорений, пропорциональные 1-й гармонике nТК и nСТ (по оси Х) и 1-й гармонике nТК и nСТ (по оси Z).

БАРК выдает в цифровом коде сигналы о значениях параметров виброскорости двигателя на МФИ вертолета:

    - «ПОВЫШЕННАЯ ВИБРАЦИЯ» при х1 ТК и х1 СТ ≥ 45 мм/с;
    - «ОПАСНАЯ ВИБРАЦИЯ» при х1 ТК и х1 СТ ≥ 60 мм/с.

13.5.2 Устройство датчика МВ-38. Основными элементами датчика являются корпус, чувствительный элемент и жгут. Корпус вибропреобразователя с помощью трех винтов устанавливается на контролируемый объект. Чувствительный элемент закрывается цилиндрической крышкой, которая соединяется с корпусом с помощью сварки.

Чувствительный элемент включает в себя блок пьезоэлементов, прижатый к нему груз и две изоляционные шайбы. Шайбы электрически изолируют блок пьезоэлементов по торцам от корпуса вибропреобразователя.

Предварительное сжатие чувствительного элемента осуществляется гайкой. Регулировка коэффициента преобразования осуществляется путем изменения массы обоймы.

Жгут датчика изготовлен из антивибрационного двухпроводного кабеля и заканчивается розеткой соединителя.

Для снижения влияния разности потенциалов корпуса двигателя, экран кабеля электрически изолирован от корпусов вибропреобразователя и соединителя и подведен к гнезду соединителя.

     Основные технические данные датчика вибрации МВ-38

13.5.3 Работа датчика вибрации. Принцип действия датчика МВ-38 основан на пьезоэлектричеком эффекте.

При вибрации двигателя, на котором жестко закреплен датчик, инерционная сила массы груза действует на блок пьезоэлементов, который генерирует электрический заряд, пропорциональный значению виброускорения двигателя.

Основной характеристикой датчика является коэффициент преобразования (К), определяемый по формуле:

                                    К=q/a (пКл•с2/м),
где:
           q – заряд, возникающий на выходе датчика, пКл;
           a – виброускорение, воздействующее на датчик, м/с2.