13.3 Датчики давления
В качестве приборов контроля давления на двигателе ВК-2500ПС-03 используются датчики абсолютного давления типа РАПРИЗ и сигнализатор перепада давления.
13.3.1 Датчики давления РАПРИЗ используются для измерения абсолютного давления воздуха, масла и топлива в двигателе. Они обеспечивают дистанционное измерение давления с выдачей сигнала в БАРК.
Датчики типа РАПРИЗ осуществляют контроль абсолютного давления:
- масла перед входом в маслофильтр
(РАПРИЗ-А-10,0-3±0,5%);
- масла на входе в двигатель (за маслофильтром)
(РАПРИЗ-А-10,0-3±0,5%);
- топлива на входе в насос-регулятор
(РАПРИЗ-А-10,0-3±0,5%);
- топлива в I и II контурах форсунок
(РАПРИЗ-А-60,0-3-0,5%) (2 датчика);
- воздуха на входе в двигатель
(РАПРИЗ-А-1,60-3-0,5%);
- воздуха за компрессором (РК)
(РАПРИЗ-А-10,0-3-0,5%) (2 датчика).
Датчики типа РАПРИЗ отличаются между собой верхним пределом диапазона измерения (в кгс/см2), диапазоном выходного сигнала (В) и основной погрешностью (%).
Основные технические данные датчиков РАПРИЗ
В состав датчика РАПРИЗ входят:
- тензорезистивный чувствительный элемент (ЧЭ),
составленный из тензорезисторов по схеме моста
Уитстона. ЧЭ сформирован на тонкой металлической
мембране, толщина которой определяет
чувствительность и верхний предел измеряемого
давления;
- вторичный преобразователь сигнала, который подключен
к измерительной диагонали ЧЭ;
- выходной разъем - вилка типа СНЦ.
Принцип действия датчика основан на использовании тензорезистивного эффекта, возникающего при деформации ЧЭ.
Без давления среды на входе в датчик деформация его мембраны отсутствует, и мост Уитстона практически сбалансирован, поэтому снимаемый с измерительной диагонали сигнал близок к нулю.
При подаче давления на вход датчика мембрана ЧЭ деформируется. Деформация мембраны воспринимается тензорезисторами, что приводит к изменению баланса моста и появлению сигнала, соответствующего уровню деформации мембраны, который определяется величиной входного давления.
Сигнал с измерительной диагонали моста поступает на вторичный преобразователь, где он формируется и нормируется. Сформированный и нормированный вторичным преобразователем сигнал поступает на выходной разъем.
Конструктивно датчик представляет собой герметичную моноблочную конструкцию, которая состоит из входного устройства и вторичного преобразователя.
Датчик абсолютного давления типа РАПРИЗ
Входное устройство включает тензопреобразователь, непосредственно подключаемый к измерительной магистрали. Тензопреобразователь представляет собой сварную конструкцию, состоящую из входного штуцера, во внутренней полости которого расположен тензорезистивный ЧЭ.
Вторичный преобразователь выполнен на печатной плате и представляет собой устройство, обеспечивающее преобразование сигнала, поступающего от тензопреобразователя в нормированный выходной сигнал.
Посредством электрического монтажа преобразователь подключен к тензопреобразователю выходного разъема. Вторичный преобразователь помещен в металлический защитный корпус, герметично соединенный со штуцером и выходным разъемом.
13.3.2 Сигнализатор перепада давления СП-0,4ЭТ1 используется для контроля засоренности топливного фильтра.
Он установлен на корпусе фильтра.
Сигнализатор предназначен для выдачи сигнала +27В в БАРК при достижении перепада давления на топливном фильтре (0,4 ± 0,8) кгс/см2, с последующим поступлением информации о засорении топливного фильтра в бортовой регистратор.
Сигнализатор перепада давления СП-0,4ЭТ1
Чувствительным элементом прибора служит поршень с магнитом и пружина. В полость над поршнем подается входное давление топлива, а в полость под поршнем, где расположена пружина – выходное давление.
Магнит поршня взаимодействует через герметичную стенку с подвижным магнитом механизма контактной группы сигнализатора. В контактную группу входят два контакта, один из которых связан с подвижным магнитом. Принцип действия сигнализатора основан на взаимодействии подвижного магнита, закрепленного на поршне, и магнита подвижной системы.
При засорении фильтрующего элемента фильтра создается перепад давлений (РТВХ – РТВЫХ), под действием которого поршень с магнитом перемещается, преодолевая сопротивление пружины, и тянет за собой магнит подвижной системы с закрепленным на оси вращения подвижным контактом. Подвижный контакт соприкасается с неподвижным контактом и замыкает электрическую цепь.