12.2 Основная система управления
Основная система управления включает в себя:
- электронную систему управления расходом топлива;
- электронную систему управления направляющими
аппаратами компрессора (НАК);
- электронную систему управления клапанами перепуска
воздуха (КПВ).
12.2.1 Электронная система управления расходом топлива обеспечивает дозирование расхода топлива в камеру сгорания по командам от БАРК.
В электронную систему управления расходом топлива входят следующие агрегаты:
- блок автоматического регулирования и контроля
БАРК-6В-7С;
- датчик частоты вращения ротора ТК (nТК) - ДТА-15;
- датчик температуры воздуха на входе в двигатель (tВХ) -
ДТВ-7П;
- датчик давления воздуха на входе в двигатель (РВХ) –
РАПРИЗ-А-1,60-3±0,5%;
- два датчика частоты вращения свободной турбины (nСТ) –
ДЧВ-2;
- термопары Т-80-Т;
- насос-регулятор НР-2500.
Дозировка топлива в камере сгорания на установившихся режимах обеспечивается БАРКом, который определяет подачу топлива в двигатель на режимах, воздействуя на исполнительный механизм ИМ-21АФ (79) насоса-регулятора.
При отсутствии напряжения на вилке электромагнитного клапана ИМ-21АФ золотник селектора находится в нижнем положении и отсоединяет исполнительный механизм ИМ-НР от управляемой полости «Ю» основной дозирующей иглы.
При подаче напряжения на вилку электромагнитного клапана ИМ-21АФ, клапан открывается и сливает топливо из пружинной полости золотника селектора.
Золотник селектора перемещается вверх и подключает клапан исполнительного механизма к управляемой полости «Ю» основной дозирующей иглы.
При работе на основной системе управления (ОС) БАРК определяет подачу топлива в КС во всем эксплуатационном диапазоне, на всех режимах, кроме процесса запуска.
Во время запуска БАРК ограничивает, в случае необходимости, температуру газов, а также производную частоты вращения ротора ТК.
БАРК определяет подачу топлива в КС:
1. На режиме малого газа:
- поддержание пониженной частоты вращения свободной
турбины (nСТ = 68%) с ограничением частоты вращения
ротора турбокомпрессора при условии работы обоих
двигателей на режиме малого газа (переключатели
«ЗМГ- ПОЛЕТ» обоих двигателей установлены в положение
«ЗМГ»);
- поддержание частоты вращения ротора турбокомпрессора
при работе одного двигателя.
2. На остальных эксплуатационных режимах, кроме взлетного и режимах «ОНД»:
- поддержание частоты вращения свободной турбины на
режиме «Полет» от минимального шага винта до
максимального шага винта;
- ограничение минимальной физической частоты вращения
ротора турбокомпрессора;
- ограничение максимальной приведенной частоты
вращения ротора турбокомпрессора;
- ограничение максимальной допустимой температуры газа
за турбиной компрессора;
- ограничение максимального крутящего момента;
- синхронизация режимов работы двигателей по частоте
вращения роторов ТК, крутящих моментов или
температуры газов (при включении переключателя
«Синхр по ТГ»).
3. На взлетном режиме и режимах «ОНД»:
- ограничение максимальной мощности;
- ограничение частоты вращения ротора турбокомпрессора
при отключенном контуре ограничения мощности;
4. На переменных режимах - ограничение производной частоты вращения ротора турбокомпрессора на приемистости.
12.2.2 Электронная система управления НАК обеспечивает управление направляющими аппаратами НАК при работе по командам от БАРК.
В электронную систему управления НАК входят следующие агрегаты:
- БАРК-6В-7С;
- датчик частоты вращения ротора ТК (nТК) - ДТА-15;
- датчик температуры воздуха на входе в двигатель (tВХ) -
ДТВ-7П;
- насос-регулятор НР-2500;
- гидромеханизм с концевым переключателем.
Управление направляющими аппаратами компрессора (НАК) производится в зависимости от приведенной частоты вращения ротора ТК. При работе на ОС положением НАК управляет БАРК.
БАРК рассчитывает программное значение αНАК_ПРОГ по величинам nТК и tВХ, получаемым с датчиков, и выдает команды на преобразователь сигналов ПС7-5, установленный в НР.
Для корректировки команд на ПС7-5 БАРК получает информацию о фактическом положении угла поворота НАК от датчика положения НАК.
Направляющие аппараты на режимах запуска и до nТК ПР < 81% установлены на верхний упор (НА прикрыты). Начиная с
nТК ПР > 81% НА раскрываются по линейному закону. При
nТК ПР = 100% αНАК = 0, а при росте nТК ПР свыше 102% направляющие аппараты устанавливаются на нижний упор.
Перекладка НАК осуществляется гидроцилиндром НР и гидромеханизмом. Гидромеханизм имеет концевой переключатель, который по ходу гидроцилиндра при αНАК = 220, т.е. при nТК ПР = (84…87)%, подает команду на закрытие КПВ.
12.2.3 Электронная система управления КПВ обеспечивает открытие и закрытие клапанов перепуска воздуха.
В электронную систему управления КПВ входят следующие агрегаты:
- БАРК-6В-7С;
- датчик частоты вращения ротора ТК (nТК) - ДТА-15;
- датчик температуры воздуха на входе в двигатель (tВХ) -
ДТВ-7П;
- насос-регулятор НР-2500;
- два клапана перепуска воздуха (КПВ).
При отсутствии сигнала на управление КПВ от БАРК управляющее давление топлива от концевого переключателя гидромеханизма проходит через подвод, расточку золотника селектора и отвод НР.
При подаче напряжения от БАРК на электромагнитный клапан золотник селектора КПВ перемещается вверх, перекрывая команду от концевого переключателя и открывая подвод давления слива от золотника КПВ к отводу к клапанам КПВ.
При подаче напряжения на электромагнитный клапан КПВ от БАРК золотник КПВ перемещается вверх, перекрывая подвод слива и открывая подвод высокого давления на открытие КПВ, т.е. по команде БАРК осуществляется только открытие КПВ.