12.2 Основная система управления

Основная система управления включает в себя:

    - электронную систему управления расходом топлива;
    - электронную систему управления направляющими
      аппаратами компрессора (НАК);
    - электронную систему управления клапанами перепуска
      воздуха (КПВ).

12.2.1 Электронная система управления расходом топлива обеспечивает дозирование расхода топлива в камеру сгорания по командам от БАРК.

В электронную систему управления расходом топлива входят следующие агрегаты:

    - блок автоматического регулирования и контроля
      БАРК-6В-7С;
    - датчик частоты вращения ротора ТК (nТК) - ДТА-15;
    - датчик температуры воздуха на входе в двигатель (tВХ) -
      ДТВ-7П;
    - датчик давления воздуха на входе в двигатель (РВХ) –
      РАПРИЗ-А-1,60-3±0,5%;
    - два датчика частоты вращения свободной турбины (nСТ) –
      ДЧВ-2;
    - термопары Т-80-Т;
    - насос-регулятор НР-2500.

Дозировка топлива в камере сгорания на установившихся режимах обеспечивается БАРКом, который определяет подачу топлива в двигатель на режимах, воздействуя на исполнительный механизм ИМ-21АФ (79) насоса-регулятора.

При отсутствии напряжения на вилке электромагнитного клапана ИМ-21АФ золотник селектора находится в нижнем положении и отсоединяет исполнительный механизм ИМ-НР от управляемой полости «Ю» основной дозирующей иглы.

При подаче напряжения на вилку электромагнитного клапана ИМ-21АФ, клапан открывается и сливает топливо из пружинной полости золотника селектора.

Золотник селектора перемещается вверх и подключает клапан исполнительного механизма к управляемой полости «Ю» основной дозирующей иглы.

При работе на основной системе управления (ОС) БАРК определяет подачу топлива в КС во всем эксплуатационном диапазоне, на всех режимах, кроме процесса запуска.

Во время запуска БАРК ограничивает, в случае необходимости, температуру газов, а также производную частоты вращения ротора ТК.

БАРК определяет подачу топлива в КС:

1. На режиме малого газа:

    - поддержание пониженной частоты вращения свободной
      турбины (nСТ = 68%) с ограничением частоты вращения
      ротора турбокомпрессора при условии работы обоих
      двигателей на режиме малого газа (переключатели
      «ЗМГ- ПОЛЕТ» обоих двигателей установлены в положение
      «ЗМГ»);
    - поддержание частоты вращения ротора турбокомпрессора
      при работе одного двигателя.

2. На остальных эксплуатационных режимах, кроме взлетного и режимах «ОНД»:

    - поддержание частоты вращения свободной турбины на
      режиме «Полет» от минимального шага винта до
      максимального шага винта;
    - ограничение минимальной физической частоты вращения
      ротора турбокомпрессора;
    - ограничение максимальной приведенной частоты
      вращения ротора турбокомпрессора;
    - ограничение максимальной допустимой температуры газа
      за турбиной компрессора;
    - ограничение максимального крутящего момента;
    - синхронизация режимов работы двигателей по частоте
      вращения роторов ТК, крутящих моментов или
      температуры газов (при включении переключателя
      «Синхр по ТГ»).

3. На взлетном режиме и режимах «ОНД»:

    - ограничение максимальной мощности;
    - ограничение частоты вращения ротора турбокомпрессора
      при отключенном контуре ограничения мощности;

4. На переменных режимах - ограничение производной частоты вращения ротора турбокомпрессора на приемистости.

12.2.2 Электронная система управления НАК обеспечивает управление направляющими аппаратами НАК при работе по командам от БАРК.

В электронную систему управления НАК входят следующие агрегаты:

    - БАРК-6В-7С;
    - датчик частоты вращения ротора ТК (nТК) - ДТА-15;
    - датчик температуры воздуха на входе в двигатель (tВХ) -
      ДТВ-7П;
    - насос-регулятор НР-2500;
    - гидромеханизм с концевым переключателем.

Управление направляющими аппаратами компрессора (НАК) производится в зависимости от приведенной частоты вращения ротора ТК. При работе на ОС положением НАК управляет БАРК.

БАРК рассчитывает программное значение αНАК_ПРОГ по величинам nТК и tВХ, получаемым с датчиков, и выдает команды на преобразователь сигналов ПС7-5, установленный в НР.

Для корректировки команд на ПС7-5 БАРК получает информацию о фактическом положении угла поворота НАК от датчика положения НАК.

Направляющие аппараты на режимах запуска и до nТК ПР < 81% установлены на верхний упор (НА прикрыты). Начиная с
nТК ПР > 81%  НА раскрываются по линейному закону. При
nТК ПР = 100% αНАК = 0, а при росте nТК ПР свыше 102% направляющие аппараты устанавливаются на нижний упор.

Перекладка НАК осуществляется гидроцилиндром НР и гидромеханизмом. Гидромеханизм имеет концевой переключатель, который по ходу гидроцилиндра при αНАК = 220, т.е. при nТК ПР = (84…87)%, подает команду на закрытие КПВ.

12.2.3 Электронная система управления КПВ обеспечивает открытие и закрытие клапанов перепуска воздуха.

В электронную систему управления КПВ входят следующие агрегаты:

    - БАРК-6В-7С;
    - датчик частоты вращения ротора ТК (nТК) - ДТА-15;
    - датчик температуры воздуха на входе в двигатель (tВХ) -
      ДТВ-7П;
    - насос-регулятор НР-2500;
    - два клапана перепуска воздуха (КПВ).

При отсутствии сигнала на управление КПВ от БАРК управляющее давление топлива от концевого переключателя гидромеханизма проходит через подвод, расточку золотника селектора и отвод НР.

При подаче напряжения от БАРК на электромагнитный клапан золотник селектора КПВ перемещается вверх, перекрывая команду от концевого переключателя и открывая подвод давления слива от золотника КПВ к отводу к клапанам КПВ.

При подаче напряжения на электромагнитный клапан КПВ от БАРК золотник КПВ перемещается вверх, перекрывая подвод слива и открывая подвод высокого давления на открытие КПВ, т.е. по команде БАРК осуществляется только открытие КПВ.