12.1 Назначение и состав системы автоматического управления 

Система автоматического управления (САУ) двигателя ВК-2500ПС-03 предназначена для управления расходом топлива в камеру сгорания, положением угла направляющих аппаратов компрессора (НАК), а также открытием (закрытием) клапанов перепуска воздуха (КПВ).

САУ производит автоматическое управление двигателем в зависимости от положения органов управления силовой установкой вертолета, а также в соответствии с реализуемыми внешними и внутридвигательными параметрами.

САУ состоит из электронной части в виде блока автоматического регулирования и контроля БАРК-6В-7С, а также из гидромеханической части, включающей насос-регулятор НР-2500 и гидромеханизм с концевым переключателем.

В соответствии с выполняемыми функциями система регулирования двигателя может быть условно разделена на следующие системы (подсистемы):

    - основную (электронную) систему управления;
    - резервную (гидромеханическую) систему управления;
    - систему автоматической защиты свободной турбины
      (АЗСТ);
    - систему автоматического восстановления режима работы
      двигателя (АВРР);
    - систему автоматической защиты двигателя при помпаже;
    - систему кратковременного повышения запасов
      устойчивости.

Система автоматического управления работает совместно с топливной системой двигателя, системами управления компрессором и запуска, а также с приборами контроля двигателя.

БАРК-6В-7С выполняет следующие функции по управлению двигателем:

    - прием и обработка информации от датчиков и
      сигнализаторов, установленных на двигателе и вертолете;
    - прием и обработка информации по каналу
      информационного обмена (КИО) от БАРК соседнего
      двигателя и информационных систем вертолета;
    - выдача команд на управление запуском двигателя на
      земле и в полете, технологическими операциями
      (холодной прокрутки, ложным запуском), в том числе
      ограничение максимальной температуры газов и
      аварийный останов при проскальзывании муфты
      свободного хода (МСХ) главного редуктора;
    - выдача команд на управление расходом топлива в камеру
      сгорания двигателя на запуске, приемистости, сбросе и
      установившихся режимах работы двигателя путем
      изменения величины nСТ (nНВ) по командам экипажа;
   - выдача команд для обеспечения синхронизации режимов
      работы двух двигателей (совместно с САУ соседнего
      двигателя) управлением расходом топлива по частоте
      вращения nТК, мощности и температуре газов;
    - выдача команд на ограничение режима работы по
      максимальным значениям параметров двигателя (частоте
      вращения турбокомпрессора, приведенной частоте
      вращения турбокомпрессора, температуре газов перед
      свободной турбиной, крутящему моменту на валу
      свободной турбины, мощности) путем управления
      расходом топлива;
    - выдача команд для обеспечения возможности
      автоматического выхода двигателя на режимы
      повышенной мощности при отказе соседнего двигателя;
    - выдача команд для обеспечения включения учебного
      (тренировочного) режима отказа двигателя (два двигателя
      суммарно обеспечивают режим по мощности равный
      режиму 2,5-минутной мощности на одном двигателе);
    - выдача команд на управление направляющими
      аппаратами компрессора (НАК);
    - выдача команд на управление клапанами перепуска
      воздуха (КПВ);
    - выдача команд на управление защитой двигателя от
      раскрутки свободной турбины (АЗСТ);
    - выдача команд на автоматическое восстановление
      режима работы при самопроизвольном погасании камеры
      сгорания (АВРР);
    - выдача команд для обеспечения возможности
      предварительного повышения запасов ГДУ по сигналу из
      кабины пилота;
    - выдача команд на аварийный останов двигателя;
    - выдача команд для перехода на резервную
      гидромеханическую систему управления двигателем (РСУ)
      при отказе электронной части САУ или при
      принудительном включении РСУ из кабины летчика;
    - выдача команд по ликвидации помпажа (СЗП).


На вход в БАРК сигналы от датчиков поступают в аналоговом виде. БАРК принимает дискретные сигналы напряжением 27В постоянного тока, от выключателей и кнопок из кабины вертолета.

От БСК по каналу информационного обмена (КИО) в БАРК в цифровом виде поступают аналоговые сигналы от датчиков вертолета и дискретные сигналы от органов управления из кабины вертолета.

БАРК формирует команды для управления исполнительными механизмами: ИМ-21АФ, электромагнитными клапанами стоп-крана, ИМ-КПВ, перестройки АП (ПАП), селектора GТ, ИМ-НАК.

БАРК формирует выходные дискретные сигналы и команды в виде постоянных напряжений UКОМ (В): на табло «Отказ», «Неисправность», «Ограничение режима», «ЧР», сигнализаторы стружки, экран МФИ, реле и контакторы в системе вертолета.

БАРК выполняет функции по контролю параметров и систем двигателя, а также по контролю и исправности самой САУ.