11.1 Назначение и основные характеристики топливной системы
Топливная система двигателя предназначена для очистки, бесперебойной подачи топлива в камеру сгорания и регулирования расхода топлива в соответствии с режимами работы двигателя и полетными условиями.
Топливная система двигателя ВК-2500ПС-03, кроме того, обеспечивает управление механизацией компрессора, выдачу сигнала на отключение воздушного стартера при запуске, а также дренаж камеры сгорания и уплотнений топливных агрегатов.
Основные параметры топливной системы
Топливная система включает в себя:
- систему низкого давления;
- систему основного контура;
- дренажную систему;
- трубопроводы.
Система низкого давления служит для повышения давления топлива, его очистки и подачи в систему основного контура.
Система основного контура предназначена для подачи и регулирования расхода топлива в камеру сгорания (КС) и управления механизацией компрессора. Система основного контура работает совместно с САУ.
Система основного контура обеспечивает выполнение на двигателе следующих функций:
- автоматический запуск двигателя на земле и в высотных
условиях, включая ограничение максимальной
температуры газов в процессе запуска;
- приемистость и сброс мощности;
- распределение топлива по контурам форсунок;
- автоматическое ограничение частоты вращения ротора
турбокомпрессора в зависимости от положения РУД и
значения tВХ;
- останов двигателя системой защиты свободной турбины
(СТ);
- управление направляющими аппаратами (НА)
компрессора;
- управление расходом топлива по командам от БАРК;
- управление клапанами перепуска воздуха по командам от
БАРК;
- останов двигателя;
- останов двигателя на запуске в случае автоматического
аварийного останова по командам от БАРК.
При работе двух двигателей на вертолете система основного контура обеспечивает:
- синхронизацию режимов работы двигателей по командам
от БАРК;
- автоматическое поддержание частоты вращения НВ путем
поддержания частоты вращения СТ по командам от БАРК;
- автоматический выход на максимальный режим при
отказе одного из двигателей на основных
эксплуатационных режимах.
Дренажная система предназначена для удаления топлива и масла, просачивающихся через уплотнения агрегатов топливной системы, топлива, сливающегося из топливного коллектора в камеру сгорания (КС) при останове двигателя, а также топлива, просачивающегося из клапана наддува воздуха (КНВ).
Также в состав топливной системы входит система автоматического управления (САУ), которая включает в себя:
- основную (электронную) систему управления;
- резервную (гидромеханическую) систему управления;
- систему защиты свободной турбины;
- систему автоматического восстановления режима
двигателя;
- систему автоматической защиты двигателя при помпаже;
- систему кратковременного повышения запасов
устойчивости;
- приборы контроля двигателя.
Трубопроводы обеспечивают подачу топлива к агрегатам и узлам топливной системы двигателя.
Назначение и устройство САУ рассмотрено в теме 12, а приборов контроля – в теме 13.