11.1 Назначение и основные характеристики топливной системы

Топливная система двигателя предназначена для очистки, бесперебойной подачи топлива в камеру сгорания и регулирования расхода топлива в соответствии с режимами работы двигателя и полетными условиями.

Топливная система двигателя ВК-2500ПС-03, кроме того, обеспечивает управление механизацией компрессора, выдачу сигнала на отключение воздушного стартера при запуске, а также дренаж камеры сгорания и уплотнений топливных агрегатов.

                     Основные параметры топливной системы

Топливная система включает в себя:

    - систему низкого давления;
    - систему основного контура;
    - дренажную систему;
    - трубопроводы.

Система низкого давления служит для повышения давления топлива, его очистки и подачи в систему основного контура.

Система основного контура предназначена для подачи и регулирования расхода топлива в камеру сгорания (КС) и управления механизацией компрессора. Система основного контура работает совместно с САУ.

Система основного контура обеспечивает выполнение на двигателе следующих функций:

    - автоматический запуск двигателя на земле и в высотных
      условиях, включая ограничение максимальной
      температуры газов в процессе запуска;
    - приемистость и сброс мощности;
    - распределение топлива по контурам форсунок;
    - автоматическое ограничение частоты вращения ротора
      турбокомпрессора в зависимости от положения РУД и
      значения tВХ;
    - останов двигателя системой защиты свободной турбины
      (СТ);
    - управление направляющими аппаратами (НА)
      компрессора;
    - управление расходом топлива по командам от БАРК;
    - управление клапанами перепуска воздуха по командам от
      БАРК;
    - останов двигателя;
    - останов двигателя на запуске в случае автоматического
      аварийного останова по командам от БАРК.

При работе двух двигателей на вертолете система основного контура обеспечивает:

    - синхронизацию режимов работы двигателей по командам
      от БАРК;
    - автоматическое поддержание частоты вращения НВ путем
      поддержания частоты вращения СТ по командам от БАРК;
    - автоматический выход на максимальный режим при
      отказе одного из двигателей на основных 
      эксплуатационных режимах.

Дренажная система предназначена для удаления топлива и масла, просачивающихся через уплотнения агрегатов топливной системы, топлива, сливающегося из топливного коллектора в камеру сгорания (КС) при останове двигателя, а также топлива, просачивающегося из клапана наддува воздуха (КНВ).

Также в состав топливной системы входит система автоматического управления (САУ), которая включает в себя:

    - основную (электронную) систему управления;
    - резервную (гидромеханическую) систему управления;
    - систему защиты свободной турбины;
    - систему автоматического восстановления режима
      двигателя;
    - систему автоматической защиты двигателя при помпаже;
    - систему кратковременного повышения запасов
      устойчивости;
    - приборы контроля двигателя.

Трубопроводы обеспечивают подачу топлива к агрегатам и узлам топливной системы двигателя.

Назначение и устройство САУ рассмотрено в теме 12, а приборов контроля – в теме 13.